№ 116

Роберт Ладлэм
Патрульные Апокалипсиса

триллер
      Временные (надеюсь) перебои с новыми детективами заставили обратиться к запасникам на книжных полках. "Патрульные Апокалипсиса" (Центрполиграф, 2000г.) были написаны в сложный для писателя период. Из вступительного посвящения видно, что Ладлэм приходил в себя после сложной кардиологической операции, получив отсрочку, к сожалению, всего на 6 лет.
      Однако дело не в том, что писатель испытывал острую необходимость в положительных эмоциях и искал утешение в героическом эпосе. Видимо к этому времени (вероятно, даже раньше) Ладлэм окончательно заматерел, и выражение "обрел форму" можно было применить уже не к нему, а к его творческому почерку. Романы действительно приобрели форму, причем одну и ту же. Сюжеты стали поразительно похожими друг на друга, а если вы собирались поискать разнообразие среди героев, то и тут вас ожидало бы разочарование. Ладлэм начал клонировать их задолго до овечки Долли.
      В целом получилась добротная ладлэмовская сказка. Из тех, под которую так уютно засыпать, а проснувшись обнаружить, что не так уж много и пропущено. Очередной нацистский суперзаговор. Швейцария, Германия, Франция, Великобритания, США. 50 лет нацисты тайно воспитывали суперодаренных "детей солнца", для того чтобы после нанесения решительного удара в химической атаке привести их к руководству наиболее развитых стран. В остальном их программа не изменилась - расовые чистки, абсолютная власть и новый порядок.
      К глубочайшему для них сожалению в дело ввязались простые американские парни - братья Лэтем. Собственно об этом можно было и не сообщать, мы же понимаем, что там, где враг, единственный гарант свободы - американец, и, наоборот, там, где американец - "враг бежит, бежит, бежит".
      Я так и не понял, как нацисты могли продержаться со своей программой 50 лет. Начиная с первых страниц у них провал следует за провалом (хотя тактически они нанесли немало точных ударов), весь немецкий профессионализм оказался дутым. Американец же, наоборот, с каждым ударом крепчал и становился все более проницательным. В тупиковых ситуациях он успевал не только десять раз поцеловаться с подругой, но и в очередной раз признаться ей в любви, обреченным немецким реваншистам времени едва хватало для того чтобы рвануть ворот рубахи, в который была зашита заветная ампула с цианидом.
      Вольно или невольно Ладлэм развенчивает миф о "невидимом фронте". Какой же он невидимый, если все его герои и антигерои страдают хроническим недержанием тайны. Правда, нацистское недержание связано с тупостью, а американское - с любовью, дружеским расположением и широтою души.
      Поклонники творчества Акунина могут заняться сравнением "Патрульных" с сюжетом романа "Азазель", в пользу которого можно отметить одно несомненное достоинство - он покороче будет.
(оригинал - The Apocalypse watch, 1995г.)