№ 135

Элиетт Абекассис
Сокровище храма

псевдоисторический триллер
      Надпись на обложке "Роман... обречен стать международным бестселлером" может заинтриговать многих. Сам роман обречен разочаровывать, причем уже с первых страниц. Первым, правда недолгим, впечатлением было чувство, что передо мной израильский Индиана Джонс. Ученый, религиозный деятель, детектив. Обладает обширными знаниями. Умеет читать тайные мысли коллег по мимолетному взгляду!!! Не удивляйтесь, автор уверяет, что подобным приемом владеет любой израильский разведчик. Но перед нами не любой. Сам Ари-лев. Вскоре лавры Индианы Джонса показались писательнице недостаточно впечатляющими и Ари избирается новым Мессией тайной секты ессеев. Новый Иисус Христос, вынужденный причащать себя собственным именем, телом и кровью.
      Весь сюжет закручен вокруг знаменитых Кумранских свитков первого века нашей эры (в книге ряд более поздних документов), найденных в местах обитания ессеев в 40-х годах двадцатого века. С этими местами был связан и более ранний роман "Кумран", на который автор часто ссылается. Волею писательницы ессеи сохранились до наших дней, как и остатки племени самаритян, как и новые тамплиеры, и секта ассасинов-убийц. Исторические факты, несомненно, придают некоторую достоверность роману, но лишь до известной степени. В конце концов, перед нами не гоблины и хоббиты, которых можно представлять как угодно, все равно мы с ними вряд ли столкнемся в этой жизни. Джордж Вашингтон и Черчилль не могли быть основателями масонства. Оно было уже до них (в другом месте романа изложена более верная версия), да и жили они в разное время. Современные американские тамплиеры вряд ли будут зациклены на Конституции США, иначе зачем им вообще тамплиерство. Зачем вообще тамплиеры кладут жизнь за восстановление Храма Соломона, если в его ворота будут входить только представители 12 колен Израилевых?
      Все эти вопросы остались в стороне, т.к. перед нами не научный труд и исторические факты можно лепить так, как это выгодно сюжету. Наиболее интересными оказались истории изложенные в Медном (о ессеях и сокровище) и Серебряном (о тамплиерах) свитках. Все остальное похоже на наспех сочиненную сказку, местами переходящую в сплошное занудство. Представьте себе, что когда автор говорит, что "в зале собралось 100 человек", она дважды перечисляет по именам всю сотню, несмотря на то, что большинство поименованных не принимают никакого участия в романе. Каббалистические экскурсы в еврейский алфавит по началу кажутся интересными, но не в сотый раз на протяжении книги.
      Заканчивая книгу я понимал, что международный бестселлер можно сделать и числом переводов (18 языков), но одновременно в голове крутились бессмертные строки "капитан... никогда ты не станешь майором".
      Аст, Bestseller, 2003г.
(оригинал - Le trésor du temple, 2001г.)