№ 14

Роберт Паркер
Серия Спенсера

Hard-boiled (крутой)
      Каждый крупный американский город имеет своего прославленного детективного героя. Нью-Йорк - Ниро Вульфа, Майами - Майкла Шейна, Лос-Анджелес - Филипа Марло и Лу Арчера. Не остался в стороне и Бостон. За порядок на его улицах отвечает частный детектив Спенсер - серийный герой Роберта Паркера.
      Роберт Паркер давний поклонник стиля hard-boiled. Он дописал последний роман Раймонда Чандлера, его докторская диссертация посвящена анализу персонажей "крутого" стиля. Поэтому совершенно естественно, что его собственное творчество также находится в рамках данного направления.
      В 1999 году издательство "Махаон" опубликовало сразу несколько романов из серии Спенсера. "Господи, спаси дитя свое" посвящен поискам пропавшего ребенка. В этой книге Спенсер знакомится и влюбляется в Сьюзан Силверман, ставшую его постоянной спутницей в последующих произведениях. "Земля обетованная" также начинается с поисков, на этот раз - пропавшей жены клиента, а заканчивается столкновением с мафией, имеющей свои интересы в новом районе Бостона. Этот роман получил награду Эдгара По, а "вольный стрелок" от мафии Хоук в следующем романе - "На живца" - вместе со Спенсером ловит террористов-взрывников сначала в Лондоне, а потом по всей Европе.
      Каждое российское издание писателя снабжено пояснениями, что Паркер - самый крутой современный детективный автор, а Спенсер - самый крутой сыщик. Непродуктивно спорить о том, кто круче, но в романе "На живца" Спенсер действительно крут. В его задачу не входит выдача пойманных террористов полиции. Клиент заинтересован в возмездии, и Спенсер как карающая рука частного лицензированного правосудия вполне поспорит с такими профессионалами, как Майк Хаммер или Шелдон Скотт.
      В книге "В поисках Рейчел Уоллес" Спенсер выступает в роли телохранителя скандально известной писательницы, выступающей в защиту однополой любви. Работа телохранителя всегда сложна, тем более что объект охраны имеет не менее сложный характер, чем сам Спенсер.
      Возможно, образ частного сыщика Спенсера наиболее соответствует образу реального современного детектива (точнее сыщика 70-х - 90-х годов). Однако образы его предшественников в жанре (Арчера, Марло и даже Вульфа) выглядят более человечными, скорее всего в силу наших ожиданий и требований к подобным персонажам. Роберт Паркер также предпринимает меры для того, чтобы приблизить своего крутого героя к читателю (юмор Спенсера, его отношения с Сьюзан), но не все из них можно признать удачными. Все романы изобилуют подробностями кулинарных пристрастий героя. Сорта хлеба и горчицы, что, в каком порядке и как долго смешивается и т.д. воспринимается не как авторское отступление, а как припев, который пусть и с вариациями, но обязательно прозвучит через определенное количество страниц. Следующий повторяющийся мотив - одежда героя. Ко второму роману вы легко будете ориентироваться среди многочисленных производителей одежды, т.к. Паркер обязательно перечислит все ярлычки, начиная от носков и дальше. Все это можно встретить и в других современных американских романах, но для меня, как читателя, гораздо важнее способность сыщика сопереживать бедам своих клиентов, нежели ощущать, что он один из нас, потому что также одет, и ест то, что я тоже буду, если стану больше зарабатывать.