№ 143

Колин Харрисон
Кубинский зал

почти нуар
      Если в изобразительном искусстве не так просто нарисовать что-то чернее “Черного квадрата” Малевича, то в детективном жанре “нуар” всегда найдется место для подвига. Впрочем, назвать “Кубинский зал” (Лекарство от скуки, 2004г.) абсолютным нуаром нельзя. Скорее нуаром избирательным, т.к. Колин Харрисон не настолько кровожаден и не настолько пессимистичен, чтобы наградить печальной судьбой всех своих героев. Некоторым из них он готов предоставить второй шанс, как возможный компромисс с будущим кинематографическим хэппи-эндом.
      Преуспевающий нью-йоркский адвокат угостил одного из гостей своего сына молоком из грязного стакана. Простая невнимательность обернулась бедой. Стакан был непросто грязен, а испачкан остатками арахисового масла, на которое у ребенка была аллергия. Ребенок умер и для адвоката наступили тяжелые времена. Он лишается работы, его оставляет семья, он переезжает в бедный район города. Для его жизни в последующий год даже такой многословный автор как Харрисон вряд ли сумел бы выдавить больше 2-3 строк, но герой начинает посещать один из знаменитых нью-йоркских ресторанов с еще более знаменитым в узких кругах Кубинским залом.
      Подружившись с управляющей заведением, адвокат получает предложение на короткий срок вернуться к своей прежней профессии, в результате чего он оказался вовлечен в события, ради которых и писался роман. При небольшом формате книга выглядит пугающе толстой – Харрисон демонстрирует мастерство художника слова, и в большинстве случаев удачно. Более пугающим выглядит безапелляционный приговор бездетным мужчинам и женщинам. Согласно автору или его герою, они лишь зря коптят этот мир и не имеют никакой надежды на условное бессмертие в других поколениях. Хорошо еще, что он не настаивает на обратном утверждении однозначного счастья людей семейных. Ну да это почти нуар, какое здесь счастье.
(оригинал - The Havana room, 2004г.)