№ 15

Хью Уолпол
Над темной площадью

Между психологией и классикой
      Мудрость русских пословиц вроде "Доверяй, но проверяй" не всегда приводит к желаемому результату, а иногда и просто ставит в тупик. Доверяй - и тебя может постичь разочарование, проверяй - слишком накладный способ. В случае романа Хью Уолпола "Над темной площадью" я прокололся дважды. Поверив мнению Борхеса, включившего роман в "Библиотеку классического детектива "Седьмой круг"", я приобрел его среди прочих произведений серии.
      Как и обещал Борхес, произведение можно отнести к психологическому детективу. Психологический детектив вообще самое сложное направление жанра. И сложное не только потому, что потребовало от писателя больше усилий на проработку характеров персонажей, анализа среды, мотивов и т.д., а потому, что стремление к "излишнему" психологизму может иногда вытеснить детектив из произведения, сделать его фоном сюжета или предлогом для изложения каких-либо наблюдений. Роман "Над темной площадью" - небольшой эпизод из жизни молодого офицера вернувшегося с первой мировой войны. Испытывая нужду и голод, не имея пристанища, он встречается с довоенными знакомыми, совершившими в прошлом преступление и отбывшими наказание в тюрьме. Все последующие трагические события уместились в один день. Произошедшее убийство, пожалуй, единственная детективная примета этого произведения. Даже психологизм романа стандартный: жертва-злодей и преступники - заложники обстоятельств.
      Можно согласиться на избыточный психологизм, на не слишком сильную детективную фабулу, но книга еще и скучна, а вот с этим уже сложно мириться.
(оригинал - Above the dark circus, 1931г.)