№ 155

Фред Варгас
Бесприютный

триллер
      “Вне моды, вне времени, вне границ”. Именно этот девиз писательницы сохраняет надежду, что настоящий хороший французский детектив никогда не умрет. Мода на крутой американский детектив в 40-е – 50-е годы было не самым успешным временем развития детектива национального. Если же говорить о границах внутренних, то эксперименты П. Вери и Буало-Нарсежака для меня выглядят тоже не слишком удачными. “Новое французское чудо” вытесняло избыточным психологизмом само детективное расследование. Впрочем, все имеет своих поклонников и противников; главное для нас – появление в 90-х годах целой плеяды интересных французских авторов: Б. Обер, Ж.К. Гранже, Д. Сильвен и, конечно же, Фред Варгас.
      Слабоумный аккордеонист, вернувшийся в Париж из провинциального Невера, ищет прибежища у воспитавшей его старой проститутки, понимая, что подставил себя сразу в двух кровавых убийствах. Хладнокровный маньяк убивает молодых парижанок ножницами сразу после того, как дурачок вручает им горшок с папоротником, оставляя на нем свои отпечатки пальцев. Довольно быстро полиция получает не только отпечатки, но и точный словесный портрет, а затем и имя подозреваемого. Проститутка обращается к отставному сыщику Кельвелеру (герою нескольких романов Варгас, на которые есть ссылки в книге), взявшемуся за дело в компании трех чудаковатых профессоров истории.
      Отставной сыщик в компании с полноценными любителями комбинация довольно редкая и нужно признать – удачная. Работая вместе, они вскроют корни преступления, разгадают таинственный план, которому следует преступник, вычислят и задержат его, оставив полиции рутинное оформление протоколов.
      Дело закончено, и остается только сожалеть, что не все романы “серии Кельвелера” попали в акунинское “Лекарство от скуки”.
(оригинал - Sans feu ni lieu, 1997г.)