№ 161

Томас Гиффорд
Ассасины

триллер
      В отличие от “Кода да Винчи”, появившегося в России почти сразу же после публикации на родном языке, антицерковный роман Томаса Гиффорда добирался до России 15 лет, да и был скорее всего опубликован благодаря шумихе вокруг пресловутого Кода. Аннотация к роману и выдержка из статьи из “Atlanta journal”, повествуют о том, что автору пришлось пережить недовольство церкви ни чуть не меньшее, чем Дэну Брауну. И недовольство это должно быть более заслуженным, т.к. в отличие от надуманного сюжета Брауна, Гиффорд предпочел выдуманных персонажей, но вполне правдоподобный сюжет.
      Неудавшийся иезуит и состоявшийся адвокат Бен Дрискилл занят поисками убийц своей сестры-монахини, подобравшейся слишком близко к тайнам взаимоотношений Церкви и нацистов, к тайне окапавшихся внутри Церкви братства убийц. Маршрут поисков Бена повторяет рабочий маршрут его знаменитой сестры (монахиня была также автором бестселлеров, не слишком устраивавших официальные церковные власти). Египет, Ватикан, Париж… Следом за ним движется таинственный убийца-священник, отставая или опережая ровно на столько, на сколько нужно автору приоткрыть для нас завесу тайны. Каждый свидетель успевает перед смертью сообщить Дрискиллу немного информации, после чего погибает или кончает жизнь самоубийством.
      Все это выглядит несколько натянутым. Непонятно почему ассасин убивает церковного финансиста (вроде бы только потому, что сестра Бена могла ему что-то сообщить) и не убивает друга известного парижского журналиста, которому этот самый убитый журналист уж точно сообщил немало интересного. Если не обращать на это внимания, роман представляется очень напряженным, т.к. Гиффорд неоднократно использует один и тот же прием – беседы героев, от которых мы ждем развязки прерываются и автор обращается к следующему эпизоду.
      Вся книга, вся война между силами “добра” и “зла” представляет собой поединок между плохим и отвратительным. Внутри церкви просто нет положительных героев (за исключением некоторых второстепенных и необходимой для романтической линии сестры Элизабет). Большинство персонажей выступающих на “нашей” стороне замазаны чуть меньше отрицательных героев и вынуждены прибегать к постоянным разъяснениям вроде того, что они такие же люди, как и миряне, а потому не следует подходить к ним с исключительными мерками.
      Будем надеяться, что издательство Эксмо, опубликовавшее эту книгу в серии Mystery line в 2005 году продолжит знакомить нас с творчеством Томаса Гиффорда, тем более, что судя по названиям его книг, это не единственный роман, написанный в подобном стиле.
(оригинал - The assassini, 1990г.)