№ 17

Джон Диксон Карр
Убийство в музее восковых фигур

Whodunit (Классика)
      Большинство произведений классика детективного жанра Джона Диксона Карра вызывает у меня заслуженное уважение. Писатель добился успеха во многих направлениях: классический детектив; романтические произведения; биографии; рассказы о Шерлоке Холмсе. Но вышедший в серии "Седьмой круг" роман "Убийство в музее восковых фигур" не произвел ожидаемого от этого автора впечатления.
      Классическая загадка, зловещая (иногда) атмосфера, цепочка загадочных смертей... Но эффект оказался смазанным за счет фигуры главного героя, одного из серийных персонажей Карра - Анри Бенколина. Я не читал других произведений с этим героем, но и одного оказалось довольно. Бенколин - совершенно неправдоподобный образ полицейского. Автор наделил его должностью руководителя парижской сыскной полиции. Уже на первых страницах книги мы узнаем, что Бенколин предпочитает сам "идти на дело", т.е. на задержание преступника. Рассказчик делает оговорку, что не раз убеждал Бенколина не опускаться до работы младшего инспектора. Но бесстрашный Анри получает от задержания "колоссальное удовольствие". Можно получать такое удовольствие в маленьком захолустном городке, но в многомиллионном Париже это не приведет ни к чему иному, как к развалу организационной работы и разгулу преступности.
      Сам выход Бенколина на задержание превращен Карром в настоящий маскарад - каждый парижский злодей знает, что если на Анри пиджак - можно не бояться; если он надел смокинг - появляется повод для беспокойства; если же Бенколин вырядился во фрак, плащ, цилиндр и прихватил трость - злодеи в ужасе разбегаются, если им повезет.
      Можно сделать скидку на то, что романы о Бенколине относятся к раннему этапу творчества писателя (впервые этот герой появился в рассказах Д.Д. Карра, которые он помещал в школьную газету). Можно убедительно рассуждать о том, что романтизм чуть ли не главная отличительная черта его творчества, но проще оставить это непродуктивное занятие и прочесть другие произведения Карра, ставшие шедеврами жанра, такие как "Табакерка императора", "Сжигающий суд", "Пылай огонь" и многие другие.
(оригинал - The corpse in the waxworks, 1932г.)