№ 184

Вольфрам Флейшгауэр
Пурпурная линия

попытка исторического исследования в художественной форме
      Во истину тема средневековья неисчерпаема. Масса загадок о которых не осталось достаточно внятных свидетельств; переломные исторические события, свидетельства которых уничтожались, прятались или извращались в угоду личным целям. А уж какой интерес у читателей – уникальная возможность приобщиться к неведомому всего за пару дней в рамках одного не слишком толстого романа. Видимо на этом интересе автор и строил сюжет своего романа “Пурпурная линия”. И не ошибся. Как сказано в краткой биографической справке – “Пурпурная линия” стала для него творческим прорывом.
      Молодой немецкий ученый заинтересовался сюжетом картины из Лувра. Художник неизвестен, как неизвестна и основа сюжета картины, слишком странной для эпохи позднего средневековья. Поделившись интересом с другом, он получил от него отрывки рукописи его дедушки, который также интересовался судьбой картины и сочинил что-то вроде любительского трактата, переходящего местами в любительский роман. Друзья посетовали над незавершенностью работы дедушки, но странным образом именно эти отрывки (составляющие среднюю, самую объемную часть романа) и выглядят наиболее завершенной частью произведения. Дедушка рассказал об истории замысла и создания картины, смешав материал из исторических исследований с явным вымыслом, но получил в целом законченный сюжет, предоставив читателю выбирать между естественной смертью любовницы короля Генриха IV и ее умышленным отравлением.
      Рецензия на обложке призывала возрадоваться поклонников творчества Переса-Реверте, но Вольфрам Флейшгауэр не слишком похож на знаменитого испанца. Мне он показался ближе авантюрным романам Дюма. Свои цели автор излагает в заключительной части романа, снабженной фотокопиями схожих живописных полотен, страниц из исследовательских брошюр и факсимиле зашифрованной тайной переписке. Его собственные варианты разгадок не ушли от разгадок вымышленных персонажей и писатель не рассчитывает на то, что однозначные ответы найдутся и в будущем. Разве что новые исследователи расшифруют переписку флорентийских шпионов до конца, но кто знает, что за ответы она содержит. Почему же литературовед Флейшгауэр оформляет художественно-историческую работу в форме романа? Да он просто не желает похоронить столь загадочный и интересный сюжет в специальном журнале для докторов наук, где к тому же от него могут не оставить камня на камне. Ну а кроме того, это часть игры с читателем, и почему бы нам не сыграть в нее… по его правилам.
      Роман опубликован Аст в серии “Bestseller” в 2005 году.
(оригинал - Die purpurline, 2002г.)