№ 193

Луиза Уэлш
Студия пыток

триллер
      Давно ничто не вводило меня в такое заблуждение, как фотография автора на задней обложке книги. Глядя на улыбающееся, добродушное лицо, можно было рассчитывать или на иронический детектив, либо на что-то домашнее, что англоязычный читатель обозначает термином “cozy”. Нужно было ориентироваться на название серии (ну какая может быть мягкость в палате № 6) или попробовать довериться кровавым фотографиям на обложке – в редчайшем случае они не соврали и перед нами действительно жестокий триллер.
      Приз Джона Кризи за лучший дебют, масса хвалебных отзывов, высшие строки в списках бестселлеров – все это обещало оригинальность. Причем оригинальность сверх всякой меры, что на мой взгляд произведет неизгладимое впечатление на “неподготовленного читателя детективов”. Избыточный мат. Я давно уже взрослый и легко могу угадать, что скрывается за точками после определенных букв, но также легко могу обходиться без этого в книге. Здесь – никаких точек, уж если герои такие как есть, зачем им приписывать изысканную речь.
      Но что там мат. Детские забавы. Вот если автор берется описывать однополую любовь, она и это делает без прикрас и возвышенных слов. Все как у взрослых. Полная технология смазки рук и прочих частей тела, кто куда и как вводит и в какой последовательности. Может это нужно было сюжету? Ни в коей мере – просто герой из кафе заметил случайного парня в окне стоящего напротив дома и забежал расслабиться.
      За все это премия Кризи. За книгу в которой детектива не больше, чем 10 процентов, а все остальное посвящено сексуальным и наркотическим поискам главного героя.
      Можно и не читать все то, что я написал здесь о “Студии пыток” (Эксмо, 2004г.). Просто представьте себе ситуацию, когда подросток попадает в компанию взрослых мужиков. Он без конца тянется за сигаретой, матерится не к месту и всячески обезьянничает, изображая резко повзрослевшего крутого парня. Именно такой мне и видится Луиза Уэлш, решившая в одночасье стать звездой криминального жанра.
      Но что-то я все больше о впечатлениях и ни слова о сюжете. А сюжет прост. Главный герой – аукционист Рильке – во время разборки предназначенных для продажи вещей наткнулся на “снафф” – порнографические фотографии с элементами настоящих пыток и убийства. Фотографии старые. Все уговаривают, отговаривают и устрашают Рильке, но он не сдается и нечаянно выводит полицию на торговцев “живым товаром”. Немного детектива в начале, чуть-чуть в середине, чуть больше в финале. Остальное – любовь, которая хоть и однополая, но могла бы заслужить немного слов и получше. Зачем слова, девиз Уэлш – действие.
      Моя единственная благодарность автору – никогда не поеду в Глазго.
(оригинал - The cutting room, 2002г.)