№ 20

Уолтер Мосли
Красная смерть

Между крутым и нуаром
      В 90-е годы 20 века в США было объявлено о восходе новой звезды жанра - афроамериканском писателе Уолтере Мосли. Несколько опубликованных романов заставили говорить о нем всех - от рецензента газеты до президента Клинтона. Послесловие к опубликованным Центрполиграфом в серии "Мастера остросюжетного детектива" романам "Дьявол в синем" и "Красная смерть" содержит немало хвалебных отзывов, взятых в основном из американской прессы. Когда восхваления начинают переливаться через край, в голове, как правило, срабатывает сигнал - действительно замечательный писатель или же это следование новой американской традиции, по которой белый полицейский будет в обязательном подчинении у чернокожего начальника.
      К безусловным авторским находкам следует отнести главного серийного героя Мосли - независимого негритянского сыщика Изи Роулинса. Изи даже не детектив, его можно отнести к так называемым "случайным героям". Подумаешь находка, каждый может вспомнить несколько десятков произведений со случайными героями, оказавшимися втянутыми в расследование в силу различных обстоятельств, особенно если эти обстоятельства начинают угрожать их безопасности. Согласен, может, но случайный герой не кочует из романа в роман, как у Мосли.
      Читатель волен не поверить, что в современной Америке такой "независимый эксперт" может свободно развернуть свою сыскную деятельность. Возможно поэтому Мосли помещает своего героя в Лос-Анджелес 40-х - 50-х. Другой причиной такого исторического хода могут быть лавры таких титанов детектива, как Росс Макдональд и Раймонд Чандлер (не одним же Лу Арчеру и Филипу Марло топтать улицы Лос-Анджелеса). В особенности Чандлера. Именно с ним американская критика постоянно сравнивает Мосли. Для меня подобное сравнение не слишком убедительно, т.к. трудно представить того же Марло, работающего в паре с профессиональным преступником, как это делает Изи Роулинс. Постоянный участник его "второй" сыскной жизни - друг детства, а ныне киллер по прозвищу Крыса.
      Мосли постоянно напоминает читателям, что белые - такие же люди, но если чернокожие в его романах делятся на хороших и плохих, то хорошего белого здесь не найдешь и с фонарем Диогена. Впрочем, такова была воля автора и если вы готовы сыграть эту партию черными - смелее.
(оригинал - A red death, 1991г.)