№ 206

Ален Жермен
Дело Каллас

театральный триллер
      Может быть Ален Жермен и блестящий режиссер, хореограф и театральный художник, как нам представило его издательство Аст, вот только писатель и детективщик он явно никакой. Его театральные триллеры названы “поразительными” и “Дело Каллас” действительно поражает своей простотой и наивностью, детским романтизмом и полным незнанием полицейской работы.
      Серия театральных убийств начинается с попытки покушения в парижской Гранд-Опера, продолжается в лондонском “Ковент-Гарден” и греческом театре недалеко от Акрополя. От спектакля к спектаклю, от преступления к преступлению кочует группа людей, которая согласно “классической” схеме составляет ядро сыщиков и подозреваемых. Хорошо еще что некоторые персонажи, как театральный критик или режиссер сцены, переезжают в силу профессиональной необходимости. Сложнее перемещать других, но видимо французский сыщик и французский врач имеют возможность плюнуть на профессиональные обязанности, а французские театральные уборщицы так случайно выигрывают два миллиона в лото, что могут об этих обязанностях забыть навсегда.
      Однако, это внешняя сторона сюжета и Жермен просто ничего не смог придумать для правдоподобия всех этих бесконечных перемещений. Еще хуже у него получилось с внутренней детективной задачей – полицейским расследованием. Оказывается друзья-детективы (француз и англичанин) имеют возможность заниматься расследованием (последовательно вне юрисдикции одного или другого) в свободное время в тайне от начальства. А потому как они им занимаются, демонстрируя полное отсутствие полицейских навыков, вполне закономерен и тот результат, с которым читатель познакомится в финале. Зато и писатель, и соответственно его персонажи, неплохо знакомы с ранним этапом “Золотого века” детектива. Отсюда всех их эксперименты с переодеванием, полутьмой и созданием обстановки при которой подозреваемый должен выдать себя. Интересно, как это все выглядело бы в зале суда, если бы до него дошло дело, ведь героям-сыщикам совершенно нечего было бы предложить вниманию присяжных, кроме разве напрасно угробленных промежуточных подозреваемых.
      Конечно, можно было бы отнестись к полицейским немного снисходительней. Их обоих сразили стрелы Амура, экономно выпущенные все в ту же небольшую группу участников. Англичанин получает прекрасную марокканскую уборщицу. Француз (окончательно распознав свои наклонности) французского же врача. Что получили мы, уважаемый читатель? Изысканный триллер, поражающий воображение количеством имен теноров и дирижеров? Шедевр, переполненный отрывками из опер? Скорее детский детектив, который впрочем, я бы не рекомендовал читать и детям, чтобы не портить представление о прекрасном жанре.
      Если раздосадованный поклонник (не думаю, что такой найдется) упрекнет меня в излишней строгости и назовет “Дело Каллас” триллером с “классическим” уклоном, пусть вспомнит, что для классики нужен хоят бы один персонаж с минимально допустимым наличием серых клеточек. В нашем “Деле” их никто не предъявил, включая пожалуй и автора.
(оригинал - L'Affaire Callas, 2003г.)