№ 227

Джеймс Гриппандо
Под покровом ночи

триллер
      Ах как хорошо начинался Детектив. Скучнейшие авторы писали Каноны и Правила, продвинутые и интересные тут же нарушали их. Старые “классики” замыкались в усадьбах и запертых комнатах, круто сваренные борцы выводили своих сыщиков на улицы. Совсем иное развитие приобрел Триллер, вырываясь из рамок стилевого решения в самостоятельное направление и жанр. Здесь каждый играет по своим правилам и предлагает читателям свои заповедные рецепты. Кто-то следует проверенной поговорке, что кашу кровью не испортишь; кто-то, прочитав пару околонаучных статей из Интернета, сочиняет собственный вариант Истории. Мы можем ругать (или плюнуть на…) оба варианта, но заострим внимание на третьем – коммерческом триллере, рассчитывающем на тиражи с помощью заигрывания с женской частью аудитории.
      Если бы разбушевавшийся маньяк не знакомил меня с прелестями удушения так старательно, я бы подумал, что читаю “женский роман” о тяжелой судьбе жен миллионеров, чьи сволочи-мужья озабочены лишь стяжательством (все для тех же жен) и не умеют зарабатывать свои миллионы не вылезая из спальни. Знакомо, даже надоело. Конечно, поиски пропавшей жены и опасения, что она стала очередной жертвой маньяка-душителя не могут не вызвать сочувствия, но в триллере все это можно подать без подавляющего количества страниц, описывающих, что же именно пропустил бедолга-богач в своей семейной жизни. Ходил на совещания во время беременности жены – нет ему за это прощения. Что он точно упустил – так это воспитание дочери. И какой. Девочка умна не то что по годам – по месяцам. Папаша впаривает ей что-то про Валтасара (вспомнить бы кто это такой) и поделом ему, что шестилетняя дочь затыкает уши наушниками плеера. Между тем, она сразу что понимает, что рассказ по ТВ о жестком обращении папы с мамой означает, что папа ее бил, хотя взрослые могут это лишь предполагать. В финале наш герой конечно же исправится, продолжая рубить миллионную капусту при меньшей занятости.
      Есть правда и интересные моменты, касающиеся прежде всего многочисленных публикаций воспоминаний самих маньяков и изловивших их профессиональных психологов. Наживающиеся на этой крови издатели и авторы уверяют, что психопат не в состоянии учиться на ошибках своих неудачливых предшественников. Маньяк от Гриппандо опровергает их рассуждения – он учится. Впрочем, знания подводят и его, жажда гласности и вербовка новых сторонников губит этого гения веревки. А ведь мог бы работать и дольше. Присмотритесь к его противникам из ФБР. Суперагент пытается проследить свой путь в автобусе утром, забыв, что накануне вечером на совещании ей назвали точный адрес. Не лучше ее и второстепенные герои. Прожженная карьеристка пишет анонимное письмо на бумаге, которой кроме нее никто в фирме никто не пользуется.
      Одним из самых впечатляющих является эпилог романа под названием “Осень”. Та самая осень, когда наш герой обретает наконец семью и новую фирму и разделывается со старой “подругой”, подложившей ему свинью не единожды. Неназванный американский президент (читай Буш-младший) ведет компанию “на платформе моральной чистоты”, навсегда видимо отделяя себя от менее чистого Билла Клинтона. Какая удачная возможность расправиться с известной “б..”, как скромно называет ее автор. Наш герой юрист попросту ябедничает администратору, а тот в свою очередь президенту. И все счастливы. Booklist на обложке книги уверял, что в финале читатели встанут и устроят автору овацию. Я читаю лежа, может быть поэтому Гриппандо от меня оваций не дождется точно.
(оригинал - Under cover of darkness, 2000г.)