№ 234

Стивен Уайт
Самая лучшая месть

триллер
      Сколько раз (кому не лень) и вполне справедливо детективная критика обвиняла Агату Кристи в “шаблонности” и картонных персонажей. Минуло тридцать лет со дня последней публикации Королевы детектива, и казалось, что все уроки (и укоры) должны бы хорошо выучить, но… Современный триллер разрабатывает собственные шаблоны и вязнет в собственной картонности. Конечно, лучшим мастерам жанра часто удается написать неординарные триллеры, но переводится и не самое лучшее и часто только на основании пары хвалебных строчек от известных деятелей. Для Стивена Уайта таким пропуском стал Ларри Кинг, предложивший не пропустить “этот триллер”, но он предлагает не пропускать слишком многое. И Нелсон Демилл, купившийся на упоминание собственных произведений в книге Уайта и выступивший поэтому в роли “кукушки, хвалящей петуха”.
      “Обычный американец Том тринадцать лет просидел в тюрьме – за убийство, которого не совершал”. А дальше все как всегда. Отторжение общества, недоверие полицейских, сложности с работой. Обычный герой. Картонные ФБРовцы. Серийный герой Уайта – примерный семьянин, психоаналитик Алан Грегори, снабженный для сочувствия женой, страдающей рассеянным склерозом (еще один стандартный приемчик). Вялая интрига, разбавленная психоаналитическими заморочками (а как же – автор – профессиональный психолог). Единственное отличие от прочих триллеров – высокая мораль обычного американца Тома. Самой лучшей местью за потерянные тринадцать лет он считает не возможность выиграть процесс против судебной системы, а достойную жизнь после освобождения. Чего нельзя сказать о “настоящих мстителях”, выбравших для расправы с Томом совершенно нечеловеческие методы. Ну а то, что и “наши” и “те” пересекаются с профессиональной тропинкой доктора Грегори можно даже не считать издержками жанра. Во-первых, где бы тогда был серийный герой, а во-вторых, где же еще встречаться “обычным” и “необычным” американцам, как не у психоаналитика.
      Аст, The bestseller, 2006г.
(оригинал - The best revenge, 2003г.)