№ 242

Андрес Трапиэльо
Клуб идеальных убийств

классика + социальный роман
      “Клуб идеальных убийств” никоим образом не напоминает “Кружок де Куинси” Рене Рувена. Если в Кружке основной целью является игра в преступление, то члены Клуба заняты анализом детективной литературы вообще и идеальным преступлением в частности. В течение многих лет они собираются в одном из мадридских кафе, беседуя о знаменитых реальных преступлениях, преступлениях литературных, сосредотачиваясь главным образом на том, что можно назвать “преступлением идеальным” и возможно ли оно вообще.
      После того, как тестя одного из основателей клуба находят мертвым на пустыре, Клуб приходит в упадок. Наиболее трусливые покидают его, собрания практически прекращаются и лишь несколько продвинутых участников занимаются поисками убийцы.
      Роман с трудом воспринимается как обычный детектив. В первой его части один из второстепенных персонажей – издатель детективов главного героя – формулирует издательский принцип детектива (а заодно и сентиментального произведения). Детективу не нужны социальные проблемы, это превращает его в социальный роман. Принцип спорный и наверное все будет определяться прежде всего мастерством автора, его умением с интересом подать и проанализировать эти социальные проблемы. Главный герой и писал те самые “настоящие”, но не очень хорошие детективы. А вот “Клуб идеальных убийств” превратился в самый настоящий роман, где убийство происходит в последней трети книги, а поиски убийцы занимают всего пару десятков страниц. Книга не становится от этого хуже или неинтереснее, она просто скорее “недетектив” в привычном понимании. Недетекив с парадоксальными выводами – “В романах Идеальное Убийство невозможно. Оно противоречит самой сути детективов, потому что верх всегда одерживают полицейские и сыщики. Идеальные Убийства происходят только в жизни”. “Мы провели годы, как алхимики, в поисках по-настоящему Идеального Убийства”, - признаются герои, - “А теперь, когда оно у нас есть, нам оно стало не нужно, потому что мы не можем поделиться нашим открытием с другими”. Они не могут поделиться потому, что следуют завету великого Шерлока Холмса, утверждавшего, что “во многих случаях поимка преступника причиняет еще больший ущерб, чем тот, который он причинил совершив преступление”.
(оригинал - Los amigos del crimen perfecto, 2003г.)