№ 25

Джон Ле Карре
Сингл&Сингл

Криминально-шпионский триллер
      Новое издание романов Джона Ле Карре предпринятое издательством Эксмо входит в обширную серию "Почерк мастера". Кому-то шпионский триллер может не нравиться вообще, но возражать против включения Ле Карре именно в эту серию не будет даже самый ярый противник "шпионского романа". "Маленький городок в Германии", "Шпион, пришедший с холода", "Русский дом" - давно стали классикой направления, а "Убийство по-джентельменски" не менее успешным экскурсом в классический стиль.
      Однако и в этой бочке меда не обошлось без дегтя, которым для меня стал роман 1999 года - "Сингл&Сингл". Не изменились ни авторский стиль, ни профессиональная приверженность направлению. Изменился подход к творчеству - произведение выглядит как заказ на "модную" тему. Сюжет романа следует распространенной публицистической тематике, известной ранее как "русские идут", а сейчас, как "русские уже пришли" - книга рассказывает о русской мафии.
      Напиши ее Марио Пьюзо или Дональд Уэстлейк, я бы подумал, что они просто коллекционируют образы мафиози. Но зачем она понадобилась Джону Ле Карре, человеку много раз приезжавшему в СССР и в Россию и вроде бы разгадавшему "загадочную русскую душу". Конечно, друг не обязан замалчивать неприятные черты предмета своей дружбы, но книга "Сингл&Сингл" не сказала ничего нового, что было бы неизвестно читателям. Русские злодеи настоящие в романе такие же жестокие, как и их собратья любой другой национальности. Злодеи явно опереточного вида пляшут всегда и везде, и в радости и на поминках, заверяя, что это - исконный русский обычай; широта их русской души проявляется в нелепых покупках... и т.д. Есть в книге и реалистически изображенный процесс сращивания русской мафии с зарубежным капиталом, но даже прожженному английскому капиталисту ясно, что с русскими лучше не иметь дела вовсе.
      В целом "Сингл&Сингл" не оставил никаких впечатлений кроме того, что почерк мастера был изменен в угоду теме-однодневке.
(оригинал - Single & Single, 1999г.)