№ 271

Луис Гарсиа-Роза
Безмолвие дождя

Стриптиз триллера с элементами классики
      «Если бы Маркес писал детективы, то это были бы детективы Гарсиа-Розы»? Нет наверное, это все равно были бы детективы Гарсиа-Розы, а не Маркеса. «Стриптиз триллера» (по выражению Нью-Йорк Таймс) по моему поверхностному взгляду выразился в том, что при раздевании детектив Гарсиа-Розы (сознательно или невольно) обнажил некоторые черты «классики», прежде всего в изображении главного героя. Инспектор Эспиноза – фигура трагичная, симпатичная, интересная. Книжник. Традиционный одиночка. Одинок он не только в силу некоторых черт характера, но одинок и профессионально. Инспектор не верит значительной части собственных коллег, подозревая их в коррумпированности. Из-за своей непохожести на остальных он был переведен «на карантин» в самый старый и непривлекательный полицейский участок Рио. Доверяет Эспиноза только молодым, только что пришедшим в полицию сотрудникам, которые просто не успели приобщиться к кормушке.
      Если «классика» помогает автору в создании образа главного героя, то она же явно подводит его с подозреваемыми. Будь это триллер чистой воды, мы могли бы ожидать появления в финале совершенно замаскированного злодея, из тех, что не показывается на поверхности сюжета вплоть до последних страниц, а потом вдруг выныривает, как чертик из табакерки, и берет на себя ответственность за все. Но близость к классике заставляла искать злодея в числе знакомых нам персонажей и различные косвенные признаки к середине книги начали, подобно стрелке компаса, неуклонно указывать на одно направление. Можно отметить, что компас не подвел, т.к. всем прочим персонажам мужского пола точно не хватило бы ни смелости, ни сил, ни специальных навыков, чтобы провернуть задуманную комбинацию.
      Подойдя к финалу Гарсиа-Роза явно оказался на распутье. «Серые клеточки» инспектора справились лишь с промежуточными этапами расследования и явно пробуксовывали в определении личности преступника. Как былинный богатырь перед заветным камнем, автор не в силах выбрать правильную дорожку и решает остановиться на варианте «Все дороги ведут в Рим». Неожиданно на его раненого коллегу находит озарение в больнице и он вспоминает преступника. Но инспектору не нужно уже и этого. Злодей погибает также неожиданно, сам собой и смазывает все приятное впечатление от прочитанного романа. А вот помер бы молодой коллега в госпитале? А не захотелось бы такому продуманному злодею секса в самую неподходящую минуту? И лежал бы наш инспектор Эспиноза на задворках Рио, растворившись в «Безмолвии дождя».
(оригинал - O silencio da chuva, 1996г.)