№ 272

Крейг Расселл
Кровавый орел

триллер
      Чем сегодня можно удивить взыскательного читателя триллеров? Полуфантастическим сюжетом, замешанным на старинных мистических ритуалах? Не менее взыскательный маньяк сплетает свой мир как раз из ритуалов, мистики и фантастики, и то, что нам кажется фантастическим, для маньяка может быть вполне обыденным и логически обоснованным. Менее убедительным выглядит попытка привязать эту мистику к реальной истории времен Советского Союза, к афганской войне, к темным страницам оккупации Афганистана и партизанским методам Советской армии.
      Если браться за дебют, то стоит ли делать коктейль из копполовского «Апокалипсиса сегодня», доктора Ганнибала и отрывков из бульварной прессы. Не лучше ли попытаться сделать что-то свое. Возможно, тогда было бы меньше различных ошибок и несообразностей, сомнительной достоверности и откровенно слабой полицейской работы. Нежелательные «случайности» возведены автором в ранг абсолюта. Преступник второстепенный ловится лишь потому, что ему приспичило ткнуть комиссара пальцем, при этом он обнажил запястье и под манжетой полицейские увидели характерный шрам. Тот самый, что они так долго искали. Преступник посолиднее попался благодаря справочнику английских фамилий, который комиссар случайно получает в подарок от букиниста только потому, что за книгой не пришел покупатель. Справочник провалялся достаточное время, но был открыт в нужный момент волею автора, хотя никакой необходимости в этом сюжетно не наблюдалось. Случайный свидетель узнает преступников – оборотней в погонах, т.к. видел их в темноте во время убийства. Оборотни узнают свидетеля, хотя они не только его не видели, но даже не знали, что в темноте рядом с ними кто-то был.
      А вот работа неслучайная, работа полицейская – позорно провалена в финале. Провалена лишь для того, чтобы подчеркнуть опасность и мастерство «темной» стороны. И для того, чтобы подобно доктору Лектеру, преступник мог перекочевать в продолжение серии. Единственным «успокаивающем» моментом стало то, что русских злодеев на зарубежной сцене сменили злодеи украинские. Конечно украинские они еще времен Союза, но лишь по происхождению, по духу они вполне – украинские современные. Отягощенные совершенно фантастической теорией сплочения, имеющей лишь одну реальную подоплеку – любая бредовая идея сплачивает кровью. В общем, Европа содрогнулась – потеснитесь, украинцы идут!
(оригинал - Blood eagle, 2005г.)