№ 280

Пьер Буало и Тома Нарсежак

Лица во тьме

Психологический детектив
     
Третье произведение, совместно написанное Пьером Буало и Тома Нарсежак. Оно вышло вслед за перевернувшим все законы детектива романом "Та, которой не стало". На сей раз, писатели пошли еще дальше в своем методе: повествование от лица жертвы. Их герой - человек, волей случая попавший в ловушку и пытающийся установить истину. Этот метод не нов. Но в этом романе авторы придумали двойную ловушку: жертва обстоятельств слепа. В своих попытках разгадать тайну и понять что происходит, ей приходится полагаться лишь на слух и обоняние.
Крупнейший магнат Ришар Эрмантье при неудачном испытании нового патента чудом остается в живых, но слепнет. И вот, после долгих месяцев восстановления, Ришар с женой, братом и ближайшим помощником, уезжает в свой загородный дом. Там он должен окончательно поправить свои силы и приступить к работе.
Однако вскоре мсье Эрмантье приходит к выводу, что от него что-то упорно пытаются скрыть. Он слышит фальшивые ноты в голосах близких и друзей. Он не узнает свою комнату на ощупь. Даже любимый котенок ведет себя странно. Как может разгадать тайну слепец? Ведь все, что ему осталось, это слышать, осязать и ощупывать. Но Ришар не так просто стал магнатом и миллионером: он не привык сдаваться, он привык побеждать. Поэтому он вступает в борьбу с врагом - темнотой.
"Затаив дыхание, он шагнул навстречу голосам в непроницаемую, промозглую тишину подземелья. Вскоре, однако, ему снова пришлось глубоко втянуть в себя воздух, и тьма в ответ вторила его дыханию. Казалось, невидимая, горестная процессия сопровождает его тяжким стоном. Лабиринт был наполнен чьим-то скорбным присутствием, кто-то молча с трудом волочил ноги в кромешной тьме. Эрмантье задел плечом окаймлявшую дорогу ограду. Она была скользкой и липкой от влаги. И казалась бесконечной......"
Страница за страницей мы следим за борьбой героя за истину, за его попытками понять что происходит. Мы вместе с ним проверяем вещи на ощупь, жадно втягиваем странный новый запах, пытаемся на слух определить место. Порой, кажется, что это не Ришар Эрмантье, а сам читатель, который в результате несчастного случая вдруг ослеп, пытается разгадать загадку.
Мое личное мнение о произведении: это трудно назвать детективом, в классическом смысле этого слова. Это скорее психологический роман-загадка. Объектом наблюдения здесь является внутренний мир героя, попавшего в двойную западню.
Произведение имеет два разных окончания. Для журнала "Ревю де Де Монд", где роман был напечатан в 1953 году, авторы изменили последнюю главу произведения. Двойная ловушка и два способа выхода из нее.

Автор - Петр Купершмит
Оригинал: Les Visages De L'ombre, 1953