№ 281

Энтони Беркли

Второй выстрел

Классический детектив
     
Произведение, которое должен прочитать каждый любитель детектива. Так сказать, программный роман. По всей видимости, после экспериментального произведения «Дело об отравленных шоколадках», успех которого был ошеломляющим, автор решил пойти в этом направлении еще дальше.
Сцена действия – загородный особняк, строго ограниченный круг героев, беспомощная полиция и проницательный детектив. Все атрибуты «детектива закрытого типа», классического детектива. Но на этом и заканчивается сходство. В 20 годы детективные произведения строились по схеме: преступление (желательно убийство), расследование (сбор фактов, опросы свидетелей, поиск мотивов) и заключительная сцена (обвинение преступника). В этом же произведение эти «правила игры» нарушены.
В первых же строках романа писатель вкладывает в уста своего героя фразу: «…в чем будущее детективного рассказа? Вот вопрос, который наверняка должен интересовать Вас так же, как и меня. Позволю себе процитировать единственного критика детективной прозы, которого мы, авторы детективов, можем воспринимать всерьез (по той простой причине, что он единственный, кто воспринимает всерьез нас): "Что касается техники, то, по-видимому, существуют два направления, в которых современный писатель-романист может развивать свое творчество... во-первых, он может экспериментировать с сюжетом, излагая его, например, в обратном порядке, или по горизонтали, или по частям; во-вторых, он может глубже подойти к раскрытию характеров и общей атмосферы, в которой происходят события". Мне кажется, это совершенно правильное наблюдение; поэтому, уже испробовав, как и полагается убежденному экспериментатору, первую альтернативу, я теперь хочу перейти ко второй».
В этом и заключается эксперимент. Автор начинает не с убийства и обнаружения жертвы, а с описания героев, их характеров, «подводных течений» в отношениях героев, которые и приведут к убийству.
В прекрасном живописном месте собирается старая компания мужчин и женщин, среди которых есть уже состоявшиеся семейные пары и еще не женатые и не замужние молодые люди. И хотя их связывает старая дружба, в отношениях между ними скрыто немало подводных камней. Однажды между гостями, среди которых оказался известный автор детективных романов, начинается интересная дискуссия. Чем отличается реальное преступление от «книжного», и могут ли авторы детективных произведений расследовать реальное дело? Этот обычный, ни к чему не обязывающий разговор приводит к идее разыграть детективный спектакль.
И вот, сценарий «написан», роли распределены, и три известных автора приглашены на роль детективов. Но игра-спектакль неожиданно приводит к реальному убийству. Убит Эрик Скотт-Дейвис, играющий роль жертвы. И уже не детективные писатели, а настоящие полицейские, начинают расследование.
Экспериментом является и форма этого произведения – дневник непосредственного участника событий, более того, основного подозреваемого. Если к этому добавить, что автор дневника играл в спектакле роль «убийцы», то становиться ясен эффект от такой формы детективного повествования.
Все герои, их характеры, причины поведения в той или иной ситуации, написаны автором очень тщательно. Э. Беркли удалось таким образом описать героев, что, читая, забываешь о том, что это книга, а не реальная жизнь.
«Второй выстрел» относится к романам, которые необходимо прочитать дважды. Тогда лучше видишь, с каким мастерством автору удается создавать двусмысленные ситуации, выделять ложные ключи, затенять истинные или мастерски подменивать одни другими и при этом вести честную игру с читателем. Э. Беркли настолько умело завуалировал прямое признание преступника, практически, в первых главах книги, что, даже зная об этом, бесполезно перечитывать эти строки и пытаться самому найти разгадку. До последней момента (строчки) ни полиция, ни Роджер Шерингэм, ни самый проницательный читатель, не могут догадаться, кто настоящий преступник.
Эксперимент удался. Многие писатели пошли по этому пути. Но Э. Беркли с романом «Второй выстрел» был первым и прочно занял свое место среди лучших авторов «золотого века детектива».

Автор - Петр Купершмит
Оригинал: The Second Shot, 1930