№ 31

Николас Фрилинг
Двойной узел

Полицейский роман
      Когда я начал читать сборник Николаса Фрилинга "Двойной узел" (Центрполиграф, 1996г.), я ничего не знал об этом писателе. Оказалось, что он англичанин по рождению, но после прохождения воинской службы переехал на материк, менял работу за работой, провел три недели в тюрьме за мелкую кражу, где и приступил к работе над первой книгой "Любовь в Амстердаме". Романы сборника также указывали на то, что творчество Фрилинга сформировалось не под влиянием английского "классического детектива", а скорее французского социального романа, в особенности произведений Жоржа Сименона, ссылки на которого можно встретить во многих книгах писателя. В одном из своих интервью, приведенном в послесловии к сборнику, Фрилинг заявил, что ему не нравиться быть просто автором детективов. Ему хочется стать автором хотя бы одной книги, которая вызовет желание перечитать ее. Не могу сказать, что буду перечитывать именно эту книгу, но три романа сборника ("Виноваты кошки"; "Двойной узел"; "Разговор на криминальную тему") оказались интересными, сложными и, можно даже сказать, выходящими за рамки жанра произведениями.
      Романы относятся к серии о голландском инспекторе Ван дер Валке. Диапазон расследований инспектора широк. "Виноваты кошки" знакомят читателя с новым чудом буржуазной Голландии, городом, основное население которого составила обеспеченная часть жителей Нидерландского королевства. "Двойной узел" - рассказ о "голландской глубинке", сознательно затормозившей уровень нравственного развития на традициях пуританской косности 18 века. Выполняя здесь сложную работу по поиску шантажиста, Ван дер Валк попутно раскрывает еще одно преступление - находит скрывшегося известного нацистского преступника. Эта часть романа наполнена размышлениями писателя о возможности адекватного суда над палачами человечества, о том, может ли (и должен ли) современный человек придумать равносильную кару тем, кто послал на смерть миллионы людей.
      Следует особо отметить третий роман сборника - "Разговор на криминальную тему", имеющий как оригинальное построение (первая часть - расследование инспектора; вторая - эпистолярный отчет преступника), так и оригинальную возможность подобраться к тем, кто входит в касту "неприкасаемых" в любом государстве, т.е. к лицам принадлежащим к верхушке общества. Осветив некоторые положительные (т.е. побуждающие к чтению) моменты произведений, входящих в сборник, нужно отметить и отрицательные. Подобно многим "социальным романам", эти 3 произведения читаются долго и трудно. На мой субъективный взгляд, писателю не удалось сбалансировать описательную часть с диалогом. Для таких объемных, наполненных социальным и психологическим анализом произведений, авторских отступлений и размышлений оказалось много, а диалогов явно недостаточно.
      Впрочем, эти трудности не вызвали у меня сожаления о знакомстве с творчеством Николаса Фрилинга и с необычными методами работы инспектора амстердамской полиции Питера Ван дер Валка.