№ 36

Хорас Маккой
Целуй и прощай

Криминальный роман
      Американский писатель Хорас Маккой долгое время оставался "белым пятном" в моих детективных изысканиях. Один из ведущих авторов известного журнала "Черная маска"; один из самых близких друзей Дэшила Хэммета; автор "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли", по которому в 1969 году был поставлен фильм Сидни Поллаком и с которого началась известность в нашей стране Джейн Фонды...
      Восполнить пробел в знакомстве с творчеством этого автора помогла выходившая в 1995-2000гг. серия "Терра-Детектив". Стоит сказать несколько слов об этой серии. Возможно, в нее были включены не самые выдающиеся детективы, зато она познакомила российского читателя с известными писателями, может быть, нигде больше у нас не публиковавшимися (Крейг Райс, Эд Лейси, Джордж Хармон Кокс и др.).
      "Целуй и прощай" Маккоя не является чем-то уникальным в жанре. Это рядовой детектив 40-х годов, написанный в стиле "криминального романа". Атмосфера произведения, его финал, его персонажи близки стилю "noire". Сбежавший из тюрьмы главный герой, переживая неудачу мелкого ограбления, задумывает блестящую стратегическую операцию, которая должна позволить ему безнаказанно грабить под прикрытием полиции. Эта часть сюжета вызывает определенные ассоциации с нашей действительностью - продажность полиции, более чем сомнительные адвокаты и т.д. Главный герой чувствует себя Наполеоном преступного мира. Как долго сможет продлиться это чувство? - Зло должно быть наказано, и у "криминального романа" иные способы наказания зла, нежели у детективного жанра в целом.
      Можно вспомнить для примера многие романы Чейза с его постулатом - зло изначально обречено на поражение. Преступник может уйти от полиции, но различные внешние случайные факторы или внутренние разногласия с "подельниками" обязательно приведут его к мысли - "Лучше бы я остался бедным". Я не случайно упомянул Чейза. Как известно, этот английский писатель заимствовал некоторые идеи у своих американских коллег. Идея использовать при ограблении трейлер (для того, чтобы спрятать броневик с деньгами) была взята как раз из романа Маккоя "Целуй и прощай", во всяком случае "Весь мир в кармане" Чейза был написан на 10 лет позже. Так что книга Маккоя сыграла двойную роль. Она не только познакомила читателя с временами "криминального беспредела" Америки 40-х (время Дилинджера и др. известных преступников), но и подсказала сюжетный ход (тем более что грабителям у Маккоя трейлер так и не понадобился) другому писателю.
(оригинал - Kiss tomorrow goodbye, 1948г.)