№ 38

Честер Хаймс
Гарлемские байки

"Крутой" полицейский роман
+ noire по-гарлемски
      "Гарлемскими байками" называл серию своих детективов сам писатель. Возможно, это было сделано потому, что он сам бы не смог определить направление к которому можно было бы однозначно отнести его произведения. Серия о работе полицейского участка обычно укладывается в рамки "полицейского романа"; стиль работы его главных героев Гробовщика и Могильщика ближе всего к "крутому детективу"; изображенная окружающая жизнь - настоящий "нуар". Не будем настаивать на определенном направлении, тем более что это не делал ни сам писатель, да и детективные расследования не всегда главная составляющая некоторых романов серии.
      Серия началась с "Любовью к Имабелль" в 1957 году по предложению знаменитого Марселя Дюамеля (основателя "Черной серии" издательства Галлимар). Роман был обречен на успех, т.к. Франция в 40-х-50-хгг. (где в то время жил Хаймс) переживала период увлечения американским крутым детективом (в то время некоторые французские писатели выпускали свои детективы под американизировнными псевдонимами). Книга получила Гран-При французского детектива, и серия была продолжена.
      В предисловии к российскому изданию известный обозреватель детективной литературы Сергей Белов отметил, что творчество Хаймса стало объектом многочисленных исследований и докторских диссертаций. Если эти исследования посвящены жизни самого известного негритянского района мира - Гарлема - наверняка они интересны. Безысходность стала главным мотивом писателя. В его книгах мы увидим много вопросов, но никаких подсказок и рецептов. Иногда он упоминает о "белых" корнях проблем, но не слишком жалует и чернокожих героев. Такова жизнь в Гарлеме и ничего не поделаешь. Мрачное восприятие жизни можно отчасти объяснить давней обидой писателя - когда-то его серьезные романы о расовых проблемах были тепло встречены литературоведами, но оставили равнодушными и белое и черное население США. Однако никакие исследования и диссертации не смогут убедить меня в том, что творчество Хаймса могло оказать какое-то влияние на жанр в целом. Автор самобытен, но он настолько специфичен (и тематически, и в средствах выражения), что вряд ли станет любимым писателем широких читательских масс.
      Огромное отрицательное воздействие на читателя оказывают центральные персонажи Хаймса - полицейские Гробовщик и Могильщик. Они могут смотреть сквозь пальцы на мелких преступников, понимая, что иначе в Гарлеме им не выжить и, оправдывая мелких сутенеров тем, что получая небольшие деньги от проституции, он не пойдет грабить. В целом же их методы работы и формы ведения следствия и допросов напоминают методы работы гестапо. После сцен неконтролируемого насилия, избиения не только подозреваемых, но даже свидетелей, ничто не может вызвать понимания или сочувствия их нелегкой работе. Не спасает ни рассказ об участие в мировой войне, ни то, что преступник сжег лицо Гробовщика кислотой, ни то, что за многолетнюю службу они не присвоили ни цента и даже сдали найденные 50000 на благотворительные нужды.
      Выбивание показаний стало основным методом из работы. А между тем, они хорошие профессионалы, знающие жизнь своего района и работу, понимающие друг друга с полуслова. Они неплохо образованы и даже цитируют наизусть "Жизнь Клима Самгина" Максима Горького. Возможно, автор создал таких героев в силу своих убеждений (послесловие к изданию Центрполиграфа) в том, что насилие единственный путь самоутверждения американского негра в американской действительности, а может быть из-за того, что сам Хаймс в молодости отсидел в тюрьме 8 лет за участие в вооруженном ограблении и не смог изобразить героев другими... Впрочем, это еще лучшие герои серии. Все остальное настоящий нуар - мир проституток, грабителей, организаторов подпольных лотерей, педерастов, священников-мошенников и врачей-шарлатанов.
      Репортаж о "Гарлемских байках" составлен после чтения:
"Все застрелены" - Терра-Книжный клуб 1998г. (как "Каждому свое" - в сборнике Центрполиграфа от 99г.);
"Греза чистого золота" - Центрполиграф 1999г.;
"И в сердце нож"; "На игле"; "Белое золото, черная смерть"; "Слепой с пистолетом" - все Терра-Книжный клуб 1998г.