№ 41

Патриция Хайсмит

Психологический роман
      Творчество американской писательницы Патриции Хайсмит традиционно примыкает к детективному жанру, хотя по сути ее произведения даже не психологический детектив, а психологический роман с детективным сюжетом. Хайсмит - одинокая звезда в галактике детектива, и ее особому положению способствовала масса причин (замкнутый образ жизни, равнение на Достоевского, отсутствие желания знакомиться как с творчеством других мастеров триллера, так и самими мастерами и т.д.).
      В одной из заметок о жизни писательницы критик отметил, что если римский драматург Теренций обессмертил себя фразой: "Ничто человеческое мне не чуждо", то по отношению к Хайсмит он считает справедливым обратное утверждение - "Все человеческое ей чуждо". Я не могу согласиться с этим субъективным несправедливым мнением и для характеристики ее творчества использовал бы не противопоставление Теренцию, а сравнение с творчеством прекрасного норвежского художника Эдварда Мунка, основным проектом которого был "Фриз жизни", состоящий из множества отдельных полотен - "Меланхолия", "Ревность" и т.д.
      Своеобразный сумеречный фриз жизни составляют романы Патриции. Ненависть стала основой сюжета небольшой книги "Те, кто уходят". Зависть - главная черта Томаса Рипли ("Талантливый мистер Рипли"), современного нераскаявшегося Раскольникова, человека который по "собственному праву" берет себе то, что "несправедливо" другим принадлежит от рождения. Более насыщен различными оттенками человеческих взаимоотношений роман "Игра на выживание" - дружба, ее изменчивость и противоречивость; способность к крайней жертвенности, как основе религиозного мировосприятия; разница между католическим и протестантским восприятием жизни и ценностей и многое другое.
      Психологическая проза Патриции Хайсмит - особого рода. Она не замыкается на причинном анализе возникновения определенного чувства. Художник Эд Коулмен ("Те, кто уходят") ненавидит зятя еще до самоубийства дочери. Том Рипли был мелким мошенником до начала действия романа. Рамон ("Игра на выживание") стал религиозным фанатиком задолго до гибели возлюбленной. Подобным приемом усиливается эффект присутствия темных зловещих чувств в повседневной жизни, ярким художником которых была Патриция Хайсмит.
      "Талантливый мистер Рипли" опубликован в 2000 году Центрполиграфом в серии "Блокбастер". "Те, кто уходят" и "Игра на выживание" в серии "Криминальное рандеву".