№ 42

Уильям Бернхардт
Правосудия...

police procedural
      К жанру police procedural традиционно относятся не только полицейские, но и прокурорские, адвокатские и прочие расследования, в общем, те, что, так или иначе, связаны с работой всех правоохранительных органов. Если полицейские расследования мы можем встретить в творчестве многих авторов никак не связанных с работой в полиции, то расследования адвокатские, как правило, выбирают те, кто знает эту работу на практике.
      Это направление выбрал для себя американский адвокат и писатель Уильям Бернхардт. Герой серии его романов "Правосудие..." Бен Кинкейд работает там же, где и писатель - в Тулсе, штат Оклахома. В первом романе "Начало служения правосудию" мы знакомимся с первыми шагами Кинкейда в его адвокатской практике. Бен поступает на работу в крупную юридическую фирму, где вступает в конфликт с руководством и самым важным клиентом компании защищая интересы "маленьких людей" Америки. Это уже стандартный литературный ход, предпринимаемый для завоевания доверия к будущему серийному герою.
      Следующий роман этого сборника - "Истинное правосудие" (хронологически он четвертый в серии) наименее интересный. Бен Кинкейд жертвует отпуском, улаживая национальные и политические конфликты жителей маленького провинциального городка.
      Более напряженными выглядят романы следующего сборника - "Слепое правосудие" и "Смертельное правосудие". В "Слепом" мы видим Кинкейда приступившим к работе в собственном маленьком адвокатском бюро, после того как он был уволен из крупной фирмы. В этом произведении он вступает в противоборство с ФБР, которое сделало из его подруги Кристины главного подозреваемого в деле об убийстве. "Смертельное правосудие" описывает работу Бена в юридическом отделе мощной корпорации, внешне (и сюжетом) напоминающей известную "Фирму" Джона Гришема.
      На мой взгляд, в первых романах серии "Правосудие..." Бернхардт не обрел свое "творческое лицо" или самостоятельный почерк. Приведенные в послесловиях слова о том, что перед нами герой нового типа не убеждают. В расчете на коммерческий успех, писатель представляет нам "простого честного американского парня", жертвующего собой, рвущего чеки небогатых клиентов, в то время как ему нечем выдать зарплату собственным сотрудникам и т.д.
      С другой стороны, несмотря на подчеркнутую во всех романах ненависть к сравнению с Перри Мейсоном, все книги Бернхардта напоминают манеру Гарднера. Линия Кинкейд - Кристина - зять- полицейский соответствует линии Мейсон - Делла Стрит - Пол Дрейк. Остается надеяться, что писатель еще в начале творческого пути (он начал в 90-х), и возможно его последующие романы станут более самостоятельными.