№ 51

Вольф Хаас
Приди, сладкая смерть

крутой
      Роман Вольфа Хааса "Приди, сладкая смерть" (серия Лекарство от скуки, 2002г.) служит хорошим подтверждением поговорки "не верь глазам своим", т.е. я еще ни разу не встречал такого несоответствия между тем, что написано на заднике обложки и тем, что под этой обложкой находится.
      "Так здорово, как у Хааса, давно ни у кого не получалось". Действительно, так здорово написать невообразимо корявый детектив вряд ли сможет кто-то еще из современных авторов. Вызывает сомнение и "достойный австрийский ответ на нью-йоркские полицейские страсти". То, что Хаас заимствовал стандартную американскую схему крутого детектива (герой- одиночка, бывший полицейский и т.д.) явно бросается в глаза. Но любая схема требует соответствующего оформления, а вот эта задача оказалась Хаасу не по силам.
      Сами преступления, их масштабность и жесткость, их замаскированность могут быть находкой для многих писателей. Но преступления в детективе, пусть значимые, но весьма краткие моменты, и промежутки между ними требуют определенного наполнения. Хаас заполнил это пространство унылым сюжетом и намеками на "народный" юмор (одна из немецких газет на обложке уверяла меня, что смешнее детектива не бывало, но не указала, где же смеяться). Кроме того, все это изложено в грубоватой просторечной манере, напоминающей разговор в пивной ближе к закрытию.
      Самым лживым оказалось обещание, что трудно встретить детектив умнее, чем "Приди, сладкая смерть". Понятие "умнее" оказалось в стороне от этого романа. Вроде бы книга занимала третью строчку в списке лучших немецкоязычных детективов за какой-то год. Если это действительно третья строчка, остается пожалеть тех, кому достанутся книжки, занявшие более низкие позиции.
(оригинал - Komm, sûber tod, 1998г.)