№ 56

Николас Блейк
Убийство на пивоварне

классика
      Произведения Николаса Блейка, наверное, одни из "самых классических" в классическом направлении детектива. Подобное утверждение сделано не потому, что он строго придерживался всевозможных сводов правил, разработанных теоретиками, которые не смогли сыграть никакой роли в развитии жанра, кроме роли ненужного тормоза (при условии, что их стали бы придерживаться). Дело не в правилах или ограничениях. Просто Николас Блейк ведет наиболее честную и последовательную игру с читателем посредством многословных рассуждений своего главного героя Найджела Стрэнджвейса. Если Стрэнджвейс что-то записывает на клочках бумаги, то вы обязательно узнаете все пункты этого протокола. Если он последовательно примеряет арестантский наряд на каждого подозреваемого, вы проделаете это вместе с ним. Конечно, рассуждений и записей будет недостаточно и что-то обязательно выяснится в самом конце. Но не судите строго. Найджел - сыщик-любитель и у него на руках гораздо меньше сведений и доказательств, чем у полиции.
      В сборник Центрполиграфа (Мастера остросюжетного детектива, 2002г.) "Убийство на пивоварне" помимо одноименного романа входит "Дело мерзкого снеговика". Подборка тематическая. В качестве завязки использованы происшествия с животными. В "Убийстве на пивоварне" - смерть верного пса; в "Снеговике" - странное поведение домашней кошки.
      "Убийство на пивоварне" выглядит немного скучнее второго романа из-за слишком долгого монолога Срэнджвейса, разъяснившего нам полный цикл своего мыслительного процесса. "Дело мерзкого снеговика" показалось мне интереснее. Вот только перевод его далек от совершенства. Некоторые абзацы оставляют ощущение, что текст переводился программным способом со всеми вытекающими. Наблюдаются примеры дословного перевода идиоматических выражений, что приводит к полной бессмысленности фраз.
      В целом, довольно приятное чтение для любителей классики.
(оригинал - There's trouble brewing, 1937г.)