№ 66

Джулиан Саймонс
Сборник

сборник
      Издательство Рипол-Классик, выпустившее уже пару десятков солидных сборников в серии "Лучшие детективы мира", объединило сразу 5 романов английского писателя Джулиана Саймонса в очередном выпуске (2003г.). На английских сайтах мне попадалось замечание, что фамилию этого автора несмотря на орфографию, нужно читать как Симонс, но суть не в этом.
      Писатель считается представителем "классического" направления, шедшим правда своим особым путем, освещенным в предисловии Г. Анджапаридзе. Особый путь Саймонса заключался в том, что читателю предлагается не расследование, не подробности полицейских поисков, а тщательное изображение вскормившей преступника среды. Со слов Анджапаридзе мы узнаем, что любимым писателем Саймонса был Диккенс. Может быть поэтому его произведения напоминают социально-критический роман, а не детектив. Мастер должен уметь достоверно представить окружающую действительность, но когда она вытесняет расследовательскую часть на десятый план, возникает сомнение, что подобное произведение делает в жанре.
      Впрочем, детектив всеобъемлющ и стерпит любые эксперименты при одном единственном условии - книга должна быть интересной. В случае с Саймонсом мы имеем.
      1) "Цвет убийства". Первая вялотекущая часть этого романа представляет нам жизнь мелкого клерка-неудачника страдающего провалами памяти. Вторая (более динамичная) - судебный процесс. Схватки между прокурорами и адвокатами всегда вызывают интерес и сочувствие, но... эффект ее смазан десятистраничной речью судьи, в которой он просто повторяет все только что прочитанное.
      2) "Картина преступления". Маленький провинциальный городок. Убийства, совершенные молодежной бандой. Расследование. Суд. Детектив? Нет, скорее рассказ о моральном возмужании молодого журналиста, ставшего свидетелем преступления.
      3) "Человек, убивший себя". Оригинальный вариант сознательного раздвоения личности. Пожалуй, самый увлекательный роман сборника, но полицейские появляются чуть ли на последней странице (не считая нескольких эпизодов) со словами: "знаете, а мы догадались...". Причем, то, как они догадались и о чем, самый занимательный момент произведения.
      В сборнике есть еще 2 романа, но мне не удалось заставить себя продолжить знакомство с творчеством Саймонса. Скучно. Вяло. Избыточный социально-критический реализм, да еще и наивного характера.