№ 74

Майкл Гильберт
Сборник

сборник
      Сборник произведений Майкла Гильберта (от Рипол-Классик, 2003г., серия - Лучшие детективы мира) поставил перед собой задачу представить все грани творчества этого английского писателя, соединив под одной обложкой произведения различных направлений жанра. С поставленной задачей составитель (Г. Анджапаридзе) справился блестяще, о качестве произведений будет судить сам читатель.
      "Внутрь они не заглядывали" - известная игра в "сыщиков-разбойников". Рядовые преступники известны с первых страниц, таинственные боссы скрываются с помощью сложной системы конспирации. Не имея возможности избежать помощи любителя, отставного военного Маккана, полиция придает ему статус официального участника расследования. "Бедняга Смоллбон" ближе к классическому направлению. Имя преступника станет известно в финале, а расследование ведется совместными силами полицейского Хейзелриджа и способного любителя Боуна (оба - серийные персонажи). "После хорошей погоды" по объему скорее повесть, чем роман. Это политический детектив о попытке фашистского переворота в одной из областей Австрии.
      Последнее произведение сборника - "Этрусская сеть" - также представляет известную любителям детектива схему, в которой человек оказывается жертвой тщательно продуманного заговора. Но если большинство авторов обычно устраивает такому персонажу побег, для того чтобы он самостоятельно разобрался с коварными злодеями, то Гильберт оставил своего героя за решеткой. На помощь ему спешит мощная команда состаящая из любителей, адвокатов, полицейских и государственных чиновников. Не имей тысячу лир (действие разворачивается во Флоренции), а просто будь англичанином и верные друзья обязательно найдутся.
      Вообще "правильность" и исключительность англичан превышает допустимую норму в двух последних произведениях, но можно не расстраиваться по этому поводу. Сегодня мы знаем, что правильность англичан уже в прошлом, вот американцы гораздо "правильнее".
      В предисловии к сборнику Г. Анджапаридзе радуется по поводу того, что еще одно "белое" для российского читателя пятно на карте английского детектива наконец открыто. Приятно, хотя это белое пятно все же не принадлежит к "эпохе великих открытий". Самым ярким впечатлением от сборника для меня стала тонкая английская ирония этого мастера (кстати, направленная иногда на известных коллег по детективному цеху).