№ 78

Джон Гришэм
Пора убивать

триллер
      "Пора убивать" (Аст, 2003г.) - дебютный роман одного из самых издаваемых современных американских авторов - Джона Гришэма. После знакомства с ним, у меня сложилось впечатление, что его дебютность обязательно бросится в глаза при любой последовательности чтения произведений этого писателя - хронологической или произвольной.
      Желания подтвердить или опровергнуть заявление Аст о том, что Гришэм является создателем нового жанра - юридического триллера у меня не возникло. Нет такого жанра; как направление он вполне укладывается в рамки "police procedural", т.е. всего, что связано с работой полицейских или судебных органов. Безусловно, Гришэм является ярким представителем этого направления, но "Пора убивать" на эту грядущую яркость еще не намекает.
      Вполне возможно, что книга была одной из первых в популярной серии о "ворошиловских стрелках", т.е. о тех, кто самостоятельно вершил правосудие над насильниками своих детей. Серия остается актуальной и серьезной, и читатели будут единодушно на стороне "мстителей", а не судебной машины, которая вынуждена покарать отцов за самосуд. Типичным героем такой книги будет ловкий (или пока не очень), симпатичный (эксцентричный), еще не очень опытный адвокат, который рассчитывает на свою порцию читательской любви хотя бы потому, что он один (вопреки советам, обстоятельствам и т.д.) берется доказать "справедливость" убийства.
      Несмотря на просчитанные эмоции, адвокат из "Поры" - Джейк Брайгенс такого чувства у меня не вызвал. Может быть, сказывается разница менталитетов, но расчетливость Брайгенса, временами доходящая до нытья, сформировала к нему определенное отношение, которое не смогло существенно измениться даже при обилии всевозможных способов давления на него. Сложно поверить в его безграничную искренность, если погибший из-за него человек удостоился фразы "не забыть бы послать ему цветы на похороны".
      Вряд ли стоит и дальше ломать копья ради анализа героя, но самое главное - успех дела зависел не от усилий адвоката, а от программного выступления одного из членов жюри присяжных, причем, слово в слово повторенного Гришэмом в более позднем романе "Вердикт". Так как "Вердикт" был прочитан раньше, мне стало неинтересно, хотя это стандартный литературный прием при котором удачный аккорд одного произведения становится основой сюжета последующего.
(оригинал - A time to kill, 1988г.)