№ 84

Дэн Симмонс
Неглубокая могила

круче крутого
      Выдержка из статьи "The Boston globe" на обложке издания Эксмо 2003 года представляет американского писателя Дэна Симмонса, как талантливого, разностороннего, прекрасно зарекомендовавшего себя в фантастике, мистике и т.д. "Неглубокая могила" должна познакомить нас с достижениями автора в области детектива.
      Посвящение романа Ричарду Старку - Д. Уэстлейку прямо указывает на выбор направления. "Неглубокая могила" - коктейль криминального романа с крутым детективом, смешанный в той убийственной пропорции, что превосходит по крепости все то, что мне довелось прочитать у Старка. Там где Старк ограничится выстрелом, Симмонс пустит в ход лопатку, если Старк предложит своему герою свернуть противнику нос, Симонс будет продолжать давить на уже сломанный, пока не станет тошно и персонажу и читателю, а в качестве последнего убеждающего довода воспользуется электромясорубкой. Можно найти уважительные причины жестокости ("иначе ему не выжить", "за ним охотятся"...), но охотятся за многими и при этом авторы как-то соблюдают меру.
      Убеждать себя и других в различии вкуса (а привкус действительно мерзкий) и цвета (он действительно кровавый) не стану. Меня самого не смогли привлечь ни сила и ловкость героя, ни его литературные познания, приобретенные в тюрьме, ни его спившиеся друзья-бродяги разговаривающие исключительно цитатами из Библии и древних философов. С какой позиции (любовь - ненависть) не анализируй этот роман, в нем не видно ничего кроме желания заработать на его экранизации. Других объяснений излишней жестокости и затянутости некоторых сцен у меня нет. Многостраничное описание поединка на фабрике, со всеми кто куда наступил и за что спрятался, не может долгое время удержать внимание читателя. Это скорее указание будущему оператору, куда следует наводить камеру при съемке.
      "Неглубокая могила" вызвала у меня некоторые опасения по поводу дальнейшего развития крутого детектива. Если он пойдет в сторону Симмонса, придется ограничивать себя другими направлениями жанра, но надеюсь, что этого не произойдет несмотря ни на какие звучные имена или коммерческую поддержку критиков.
(оригинал - Hardcase, 2001г.)