№ 86

Майкл Аваллон
Смерть ныряет глубоко

крутой + шпионский
      Известный английский писатель Сомерсет Моэм, анализируя детективный жанр в статье "Упадок и разрушение детектива" в качестве одного из главных аргументов привлекательности этого вида литературы упоминал талант рассказчика, присущий лучшим его мастерам. Не знаю, был ли знаком с этим утверждением Майкл Аваллон, но среди рассказчиков он был одним из чемпионов. Свои истории он мог сочинять на ходу и где угодно. Роман - за 2 дня, рассказ - на пари за 20 минут. Отсюда 150 книг и трудно представимая редакторская работа одновременно для пары десятков журналов.
      Естественно, такая производительность вызывает подозрения в качестве написанного. И не зря. Выпущенный в 2002 году сборник Центрполиграфа "Смерть ныряет глубоко" представил только одно направление творчества Аваллона - романы из серии о частном детективе (одновременно личном секретном агенте президента США) Эдварде Нуне, но этого оказалось достаточно чтобы иметь представление о мастерстве рассказчика этого неутомимого труженика пера. "Труп, усеянный цветами" вернул меня в далекое детство, когда, замирая от страха мы слушали рассказы друг друга о каком-нибудь "Синем черепе" или "Гробе на восьми колесиках". Таинственный замок в центре Нью-Йорка, снабженный опрокидывающимися полами, направляющими хозяев в нужном направлении, а нежелательных гостей прямо на улицу. Нас пугают, но нам не страшно...
      Если "Труп" соответствует уровню начальных классов школы, то "Ядерный чемоданчик" не дотягивает и до этого. Он ближе к старшей группе детского сада, если современные дети способны верить в чудеса, вроде спецустройств, разряжающих револьверы прямо в карманах и приспособления, нейтрализующие пластиковую взрывчатку на расстоянии. Впрочем, так до конца и нейтрализованная, взрывчатка все же найдет применение. Двух пластинок, замаскированных под жевательную резинку, окажется достаточно для мощного взрыва. Просто ее нужно было предварительно пожевать, для того чтобы она сильно увеличилась в размерах и взорвалась от удара (я не сапер, но вроде бы для такого типа взрывчатки нужен взрыватель).
      Третий роман - "Смерть ныряет глубоко" - вначале можно принять за фантастический. Только в финале он обретет реальную основу - характерные для всех трех произведений козни Фиделя Кастро. Бедному кубинскому бородачу приходится давать унизительные объяснения (не ясно в какой форме). Да и куда ему деваться, если у убитых Нуном врагов в карманах лежат удостоверения сотрудников кубинской разведки.
      Я не стану заострять внимание на прочих несуразностях, если сам автор не обращал на них никакого внимания. Книга может быть рекомендована детям не старше 7 лет, если они не смогут найти что-то более привлекательное.