№ 93

Вэл Макдермид
Песни сирен

триллер
      В современных триллерах широко распространено утверждение, что серийные маньки-убийцы чаще всего встречаются в США и почти неизвестны в Европе как самостоятельный вид. Вэл Макдермид стремится показать, что отечественный маньяк ничем не хуже своего американского собрата и имеет заслуженное право на прописку в европейском детективе. Вот только английская полиция, в отличие от заокеанских коллег, не имеет пока достаточного опыта борьбы с серийными убийцами. Она готова действовать по старинке, брать не умением, а числом, широко раскидывать сети на пустом месте и давить на подозреваемого столько, сколько он сможет выдержать. Лишь в середине 90-х годов двадцатого века (время действия "Песен сирен") министерство внутренних дел Великобритании выделяет средства пока лишь на доказательство необходимости привлечения психологов и психиатров в борьбу с разбушевавшимися маньяками.
      Доктор психологии Тони Хилл (один из главных героев "Песен") получил эксклюзивное право первопроходца в этом нелегком деле. Конечно, сомнительно, что правительство могло поручить такую ответственную и сложную работу только одному специалисту, но и "Песни сирен" (Лекарство от скуки, 2003г.) - произведение художественное, а не специальное, а потому нас, прежде всего, интересуют не министерские отчеты, а способность героя убедить и проницательных, и тупоголовых полицейских в необходимости поиска новых решений. И читатели, и книжные полицейские ждут от доктора Хилла возможности на практике доказать те теоретические постулаты, на разработку которых он потратил полтора года, тем более, что собственных тараканов в голове доктора хватит не на одного маньяка.
      Роман написан напряженно и жестоко, снабжен натуралистическими компьютерными отчетами убийцы. Правда, напряженность иногда снимается литературно-техническими открытиями переводчика ("восточный ветер грозил обернуться гололедом".).
      Несмотря на то, что необходимость в создании специализированных подразделений полиции по разработке психологических профилей преступников доказана, эпилог романа выглядит минорным. Вопрос о том, сколько шагов отделяет охотника от убийцы и то, как сохранить целостность личности после схватки с маньяком остается открытым.
(оригинал - The mermaids singing, 1995г.)